Закон о едином номере для экстренных вызовов в России вступил в силу 12 августа. С этого момента исполнительная власть каждого из субъектов Федерации несёт серьёзную ответственность за создание такой системы. Координация всего процесса – функция МЧС России.
Министром Владимиром Пучковым были прокомментированы основные результаты и положения проекта. По его словам все условия для формирования эффективной системы созданы: предусмотрено несколько источников финансирования (государственный и местный бюджет), уже принята вся необходимая законодательная база, регламентирующая процесс её создания в каждом из регионов страны.
Весь процесс должен быть завершён к 2017 году. В настоящее время уже 9 регионов получили средства от государства, которые позволят приступить к активному внедрению программы. По плану единый телефон экстренного вызова 112 будет работать уже в девяти крупных городах и регионах. При этом для более комфортной адаптации населения определённый период 01, 02, 03, 04 будут продолжать работать.
На данный момент на стадии опытной эксплуатации система находится только в Татарстане и Курске, где проект проводится в пилотном режиме. Принцип её работы состоит в том, что оператор по 112 принимает вызов, а затем передаёт необходимые данные всем службам, которые должны быть задействованы в данной ситуации.
Согласно статистическим данным помощь двух служб требуется в 40% случаев, а в 25% - трёх и более. Это значит, что комплексное мгновенное реагирование позволяет вдвое сократить время прибытия служб жизнеобеспечения и на 15% – всех оперативных подразделений. Уже сейчас в Курске 3-4 тысячи человек звонят 112 ежедневно.
Кроме того, по заявлению министра МЧС служба 112 становится эффективным инструментом контроля качества и эффективности оказания помощи во всех регионах страны. Она позволит не просто дать оценку работе, но и принять меры для системного улучшения и развития.
В Государственной Думе уже рассматривается проект, включающий дополнения к принятым нормативным актам. В них предусмотрено обязательное круглосуточное обеспечение бесплатных экстренных вызовов по 112 всеми мобильными операторами. Также предлагается создать механизм для автоматического обнаружения звонившего для большей оперативности в реагировании.
Служба 112 в Москве и области уже работает, но на связь выходит только автоответчик, оказывающий помощь в соединении с нужным подразделением. Проектно-изыскательные работы по этому вопросу планируются уже на этот год, в ближайшее время будет построен специальный центр. К непосредственной реализации проекта планируется приступить со следующего года.